Фильм "Оппенгеймер". Русский трейлер. Фото: rutube.ru
Кто не знает, Роберт Оппенгеймер, руководитель "Манхэттенского проекта" по созданию ядерной бомбы, впоследствии сильно переживал по поводу ядерного оружия, за что его преследовала американская бюрократия. Вот об этом, собственно, и фильм – о создании Бомбы и переживаниях Оппенгеймера. Но есть нюансы.
Начнем с моментов, где плюсы однозначны и мастерство Кристофера Нолана находится на высочайшем уровне. Во-первых, сценарий. Может быть, это вообще лучшее, что написано за последние годы, абсолютная новая классика: Нолан изящно, но твердой рукой завязывает сюжетные узелки, которых поначалу так много, что, кажется, запутаться в них рискует и сам зритель, и автор. А потом одним движением руки все они развязываются, и повествование предстает четким и логичным, при всей масштабности!
Во-вторых – Киллиан Мерфи в заглавной роли со сложной системой мимики и жестов, основанной, видимо, на постоянной работе разума великого ученого. Говорят, некоторые режиссеры для изображения процесса мышления персонажа заставляют актеров читать стихи (про себя). Ну, в таком случае Мерфи их читал явно на санскрите (про санскрит в фильме тоже есть). Природная выразительность его лица, помноженная на многолетний киноопыт, здесь получила мощную подпитку, опору от режиссера-интеллектуала. Впрочем, хороши и другие актеры, умело создающие фон главному герою – но не в статике, стоя и маша руками, а двигаясь как бы синхронно с ним, однако все же на заднем плане. Этакое движение атомов. Назову тут Мэтта Деймона в роли генерала, окормляющего атомный проект, и Роберта Дауни-младшего в роли интригана Штраусса.

Кадр из фильма "Оппенгеймер". Фото: ru.ihorror.com.
Прекрасно визуальное решение фильма – и скучные тона лабораторий, и контрастные им невыносимо яркие тона картин атомных катастроф, преследующих Оппенгеймера в видениях. А в чем нюансы? Вот в чем: следует учитывать, что этот фильм снят с сугубо американской точки зрения. Поэтому содержит различные умолчания и смещения акцентов в показе создания сверхоружия. "Оппенгеймер" полон патриотизма и гордости за страну, являясь мощным пропагандистским оружием. При его популярности во всем мире – особенно. Да и логика сюжета вот какова: слегка пострадав от бюрократов-консерваторов, преданный работник американского ВПК получает награду из рук самого Дж.Ф. Кеннеди, кумира американских либералов всех поколений. Он-то разглядел, что Оппенгеймер при всей его рефлексии является истинным патриотом и молодцом. В общем, признание нашло героя не через "бояр", а сразу через "царя", совсем как в старых советских фильмах.
Как-то от Нолана ожидаешь более общечеловеческого (то есть, менее американистого) взгляда. С другой стороны, чего мы хотели от американского киношника, пусть и очень талантливого?
Хочется сказать банальность: надо ответить Голливуду нашим патриотическим кино. Но вот здесь точно есть нюанс: не то, чтобы патриотических фильмов в России было мало. Их много, есть неплохие. Однако как Нолан (и даже близко) снимать у нас никто не умеет. А это все же другой вопрос...